АНАЛИЗ УРОКА

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

УРОК - ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

 

 

АНАЛИЗ УРОКА

Общие требования к анализу урока. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.

Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.

Схема наблюдений и техника записи хода урока. Схема наблюдений за уроком - условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающей четкую последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.

Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока.

Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями), меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Анализ урока проверяющим.

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условии урока.

Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цепей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся: тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность вывода и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Общие выводы и предложения.

Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

Заключительное слово учителя.

Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

 

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА

Школа _______________________ Проверяющий__________________________________________

Дата__________ Класс ___________ Учащихся в классе__________ На уроке___________________

Ф.И.О. учителя______________ Предмет__________________________________________________

Тема_______________________________________________________________________________

 

 

 

Требования к деятельности учителя

Оценка

Требования к работе учащихся

Оценка

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

1 . Начало урока

 

 

 

1. Внимание учащихся

 

 

 

2. Повторение и проверка зна-

 

 

 

на различных этапах:

 

 

 

ний

 

 

 

в начале

 

 

 

3. Теоретический уровень

 

 

 

в середине

 

 

 

изложения

 

 

 

в конце

 

 

 

а) научность

 

 

 

2. Активность учащихся при

 

 

 

б) логичность

 

 

 

опросе

 

 

 

в) систематичность

 

 

 

при изучении

 

 

 

г) последовательность

 

 

 

при закреплении

 

 

 

д) доступность

 

 

 

3. Интерес к теме

 

 

 

4. Раскрытие темы

 

 

 

4. Прочность знаний

 

 

 

5. Отбор материала

 

 

 

умений

 

 

 

6. Организация внимания

 

 

 

навыков

 

 

 

учащихся

 

 

 

5. Самостоятельность

 

 

 

7. Воспитательная сторона

 

 

 

суждений

 

 

 

урока

 

 

 

6. Отношение к учителю

 

 

 

8. Использование ТСО, на-

 

 

 

7. Культура труда

 

 

 

глядности дидактического

 

 

 

8. Речь

 

 

 

материала

 

 

 

9. Вопросы к учителю

 

 

 

9. Индивидуальный подход

 

 

 

10. Самоконтроль

 

 

 

10. Эмоциональность

 

 

 

1 1. Дисциплина

 

 

 

рассказа

 

 

 

а) готовность к уроку

 

 

 

1 1. Педагогический такт

 

 

 

б) во время урока

 

 

 

12. Речь

 

 

 

в) во время

 

 

 

13. Расчет времени

 

 

 

самостоятельной работы

 

 

 

14. Организация самостоя-

 

 

 

г) во время объяснения

 

 

 

тельной работы:

 

 

 

д) во время дачи домаш-

 

 

 

а) содержание

 

 

 

него задания

 

 

 

б) методика

 

 

 

е) реакция на звонок

 

 

 

15. Объективность

 

 

 

 

 

 

 

16. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

17. Предложения и советы

 

 

 

 

 

 

 

1 8. Мнение учителя, прово-

 

 

 

 

 

 

 

дившего урок

 

 

 

 

 

 

 

 

Учительская специальность проверяющего____________ пед.стаж ___________ стаж дир. _____________

Подпись проверяющего ________________.

 

 

 

Аспекты анализов уроков:

а)           исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока; реализация принципов обучения; формирование общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся; активизация познавательной деятельности; осуществление межпредметных связей и т.п.);

б)          исходя из характера деятельности учителя и учащихся;

в)           по компонентам процесса обучения (цели, задачи, содержание, формы, методы, условия успешной организации обучения);

г)           по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление пройденного материала, домашнее задание, итоги урока и т.п.).

Цели анализа урока:

1.  Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2.          Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3.          Инструктирование педагога.

4.    Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5.    Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6.          Выявление системы работы учителя и др.

Уровни проведения урока

Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока.

Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

 

Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

Планирование объектов, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.

Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, с учетом его соображений об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.

Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.

Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических позиций.

 

Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:

-        работа учителя по подготовке к проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.); мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;

-        научная содержательность урока, основательность усвоения учениками трудных вопросов;

-        реализация на уроке дидактических принципов обучения;

-        соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и др.);

-        органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;

-        активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока; формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;

-        знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся;

-        практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;

-         межпредметные связи в процессе обучения;

-        формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

-        использование ТСО и наглядных пособий;

-        правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необходимых для выработки умений и навыков;

установление обратных связей в ходе урока; формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

-       мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

- соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

-       элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);

повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

-       рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;

-       дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;

-       практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

-       оценка знаний, умений и навыков учащихся;

-       плотность урока, экономия времени;

-       эмоциональная насыщенность урока;

-       соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Система посещения уроков

1.  Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

2.         Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

3.    Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

4.         Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.

5.         Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

Классификации и целей посещения уроков

1 — по времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещания;

2-по широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

а)  масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих учебных умений и навыков и др.);

б) локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся);

3 - по содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работа с первоисточниками на уроках истории; эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана: 1 - дата; 2 - номер урока по теме; 3 -тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет осуществляться на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 - реализация воспитательного потенциала урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 - дидактические средства урока; 4 -самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 - методы закрепления пройденного материала на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

 

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА

 

 

 

Основные части содержания урока

Методы деятельности

Используемые пособия

учителя

ученика

 

II

 

Особенности ведения урока учителем

Чему научились учащиеся

Что нужно улучшать на уроке

 

III

Виды контроля

Что контролируется

Формы и приемы контроля

Выводы по контролю

 

IV

Деятельность учителя

Мотивы поведения и состояния учащихся

Имеющиеся недостатки

Пути устранения недостатков

 

V

 

 

Время и структурные звенья урока

Деятельность

Замечания по уроку

учителя

учащихся

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

 

I. Дидактические требования к современному уроку:

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий для успешного учения учащихся.

П. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

1)         проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2)    учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3)    предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

-          соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

-        определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

-        планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

-        выполнение проблемно-эвристического обучения учителем и учащимися (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

-     соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

-        подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

-        рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

-        педагогический такт (случаи проявления);

-        психологический климат на уроке (поддержание атмосферырадостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

 1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

-        планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

-        использование установки в форме убеждения, внушения;

планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

-     использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

-     определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

-        планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование .задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

-        руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и делать умозаключения;

-        использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков в новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1)          отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2)          возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1)       планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2)                проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3)                дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим;

1)   температурный режим;

2)    физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3)       освещение;

4)       предупреждение утомления и переутомления;

5)       чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6)       своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7)       соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8)       соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

1)         урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2)    темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся - завершенными;

3)    необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4)     должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5)           по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6)           обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7)   учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

УРОК - ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

УРОК - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал и построил теорию урока на учении о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении, на учете особенностей психического развития ребенка. Интегративным свойством урока являются его функции, преобразующие структуру учебно-познавательной деятельности учащегося и формирующие его отношения, тип мыслительной деятельности и мировоззрение.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УРОКА:

 - постоянный состав учащихся;

- каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

- систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

-        сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы учащихся;

-        многообразие методов обучения и учения;

-        наличие систематического текущего индивидуального контроля.

 

ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ:

-        равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени;

-          четкая организованность учебной работы;

-        планомерное осуществление руководства учителем образованием, воспитанием и развитием учащихся;

-        организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности;

 

-        возможность знания учителем учащихся, ими - учителя, а также друг друга;

-        чередование труда и отдыха, способствующее внесению ритмичности и четкости в работу всей школы;

-        обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.

 

НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ:

-        сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

-        ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;

-        трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии школьников;

-        ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

усреднение темпа прохождения учебного материала.

 

 

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

(объяснительно-иллюстративного типа обучения):

-       построенный урок по схеме "опрос - объяснение - закрепление" не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развития, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность;

-       урок нацелен на формирование у учащихся научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока и в плане;

-       преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается);

-       основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

 

1. Внешние (рациональность построения урока, педагогическое мастерство учителя, избранные методы и средства обучения, психологический микроклимат) и внутренние условия (психологические особенности учащихся, их умственное развитие, отношение к учению, наличие навыков учебного труда, организованность).

 

2.. Самоорганизация учителя (творческое рабочее самочувствие до урока и на уроке, психологический контакт с учащимися, педагогический такт, педагогический оптимизм).

 

3. Организация познавательной деятельности учащихся

(создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельного состояния и характера их взаимодействия):

 - взаимодействия познавательных процессов и состояний;

-         роль установки на уроке;

-        организация восприятия и наблюдения;

-        организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

-        тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышения готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти
более значительный материал;

-        формирование понятий основной формы логического мышления, в которой отражены существенные признаки предметов или явления, их взаимосвязи и взаимоотношения с
другими, которые формируются на основе представлений, являющихся воспроизведением образа предмета или явления;

-        соблюдение требований к организации понимания учащимися сущности изучаемого материала;

-        развитие мышления учащихся, его активизация;

-        воспитание воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки, а также понимание;

-        формирование умений и навыков (практических и мыслительных) на уровне воспроизведения и творческом уровне;

-        учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

 

1-й этап - обеспечение оптимальных условии для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия и воображения:

2-й этап - организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;

3-й этап - закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся;

- определение уровня умственного развития ученика по критериям:

наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;

стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, познавательный интерес, доверие к учащемуся, личный пример);

-     учет компонентов обучаемости учащихся, т.е. совокупности интеллектуальных свойств, от которых зависит продуктивность учения:

·       обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на
абстрагирование и обобщение существенного в материале;

·       осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

·       вариативность мыслительной деятельности;

·       устойчивость мыслительной деятельности;

·       самостоятельность мышления и в то же время восприимчивость к помощи со стороны;

-     формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребности в знаниях.

4.        Учет и изучение индивидуальных особенностей и способностей учащихся, их учебно-познавательной деятельности.

5.        Дифференцированный подход к обучению, осуществляемый наряду с фронтальным обучением и способствующий глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.

6.    Планирование различных видов дифференцированной помощи:

-     указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;

-     дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.п.);

-     запись условия в виде значков, матриц, таблиц, также словесное;

-        указание алгоритма решения или выполнения;

-        указание аналогичной задачи, решенной раньше;

-        объяснение хода выполнения подобного задания;

-        предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного;

-        наведение на поиск решения определенной ассоциацией;

-        указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания;

- выдача ответа или результата выполнения задания;

 

-        расчленение сложного задания на элементарные составные части;

 - постановка наводящих вопросов;

 - указание правил, на основании которых выполняется задание;

 - предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания;

-        программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ - это те же положения, которые обусловлены задачами, стоящими перед школой на данном этапе развития общества, а также психологическими закономерностями овладения знаниями и умениями:

1.        Определение триединой задачи урока, вытекающей из содержания учебного материала, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям и способностям, обеспеченности средствами обучения урока, методической подготовленности учителя. К числу образовательных задач обучения относятся формирование у учащихся основ разносторонних общественно-политических, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и других знаний, выработка умений, специальных для каждого учебного предмета. К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников. Развивающие задачи при обучении — это формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности, развитие познавательных процессов учащихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, отвлечение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности.

2.                Опора на личный опыт учащихся, включающий познавательный (знания, умения и навыки) и эмоционально-нравственный опыт (опыт пережитых чувств), приобретенный и сложившийся как в процессе организованной учебной и внеучебной работы, так и вне ее- непосредственно в жизни.

3.                Развитие у учащихся учебных приемов в ходе специально организованной самостоятельной познавательной деятельности с ориентацией на развитие умственной самостоятельности. Для этого необходимо:

 

-        обращать внимание учащихся на приемы и способы работы, которые используются при изучении нового материала(сравнение, анализ и др.);

-        рассматривать сами способы и приемы работы;

-        раскрыть смысл формируемого способа или приема (например, сравнить - значит установить, чем похожи и чем различаются предметы);

-        давать образец выполнения того приема или умения, которыми нужно вооружить учащихся (предложить план и т.п.);

-        упражнять учащихся в применении формируемого приема или способа;

-        требовать от них отчета о выполнении того или иного приема.

 

4.        Осуществление контроля за учебной деятельностью учащихся различными методами и приемами, с использованием разнообразных средств. При этом осуществлять все виды проверки (предварительная, текущая, итоговая), ее функции (контролирующая, воспитывающая, обучающая, развивающая и актуализирующая имеющиеся знания, умения, навыки), соблюдать дидактические требования (всесторонность, систематичность, дифференцированность).

5.       Дидактически правильная организация закрепления изученного, направленного на:

 проверку правильности понимания учеником вновь воспринимаемого материала;

 

организацию прочного запоминания нового материала путем различных приемов повторения;

создание разнообразных условий для последующего воспроизведения полученных знаний;

 • выполнение упражнений по выработке соответствующих умений и навыков;

 создание условий для более активного, сознательного и творческого применения на практике полученных знаний и умений.

Важно помнить основные условия поддержания внимания учащихся при закреплении знаний:

- осознание учеником цели своей учебной работы;
- привлекательность или ценность повторяемого и воспроизводимого учебного материала;
-
благоприятная эмоционально-психологическая обстановка.

Приемы, обеспечивающие первичное закрепление:

-        учитель сам повторяет или резюмирует существенное;
по ходу изучения нового материала учитель делает записи на доске основных вопросов или положений;

-        выдерживает паузы при изложении нового материала;

-        требует от учащихся кратких записей во время изучения нового материала;

-        организует беседы по пройденному материалу с целью его закрепления;

-        сопровождает объяснение или рассказ, различными иллюстрациями;

-        делает обобщения логически проходимого материала (по частям).

Требования к организации закрепления учебного материала:

-     подобранные вопросы и упражнения должны быть направлены на усвоение главного материала;

постепенное усложнение заданий с соблюдением их доступности;

-        дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом индивидуальных способностей и подготовленности школьников;

-        эмоциональная привлекательность заданий и упражнений;

-        включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих       аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;

-        направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации;

-        закрепление способов деятельности;

-        обеспечение самоконтроля и самооценки работы;

-        подведение итогов.

 

6. Повторение учебного материала - система самых разнообразных способов и форм учебной работы, ставящих своей целью закрепление знаний, углубление и обобщение ранее пройденного материала, развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся.

Основные требования к организации повторения:

- четкая устремленность в работе, осознание учениками стоящих перед ними задач;

- знание учениками цели и плана работы по повторению, понимание его важности и необходимости;

- мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении;

- тщательный отбор и планирование материала для повторения;

- предупреждение возможных ошибок при повторении;

- обеспечение органической связи между ранее пройденным материалом, необходимым для восприятия нового, и новым;

- разнообразие приемов повторения;

- внесение элементов нового;

- правильное распределение времени на повторение;

- стимулирование активности учащихся в процессе повторения;

соблюдение сочетания различных видов повторения(повторение пройденного в начале учебного года, текущее, периодическое и заключительное повторение).

 

7. Организация различных форм обучения учащихся на уроке по числу охвата школьников учителем:

общеклассная форма обучения - одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя. Такая форма целесообразна, если все учащиеся класса одинаково подготовлены и могут работать в одном темпе;

групповая, в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончании работы учитель ее оценивает;

парная форма организации познавательной деятельности. Она целесообразна в том случае, когда хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе чего он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся у него знания;

индивидуальная, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.

КОГДА РАЦИОНАЛЬНО ПРИМЕНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(по числу охвата учащихся учителем)

 

Формы обучения

При каком содержании учебного материала

При каких особенностях учеников

При каких условиях

При каких возможностях учителя

Общеклассные

Материал сложен и требует общеклассных объяснений учителя

Учащиеся еще не подготовлены к групповой и индивидуальной работе по данной теме

Нет дидактических материалов для групповой и индивидуальной работы и их трудно изготовить

Учитель не располагает временем для групповой и индивидуальной работы

Групповые

Материал доступен для групповой работы под руководством учителя и может быть дифференцирован по объему, сложности

Учащиеся подготовлены к групповой работе

Имеются дидактические материалы для групповой работы или их можно изготовить без больших затрат времени

Учитель располагает временем для организации групповой работы

Индивидуальные

Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя

Учащиеся подготовлены к индивидуальной работе по этой теме

Имеются материалы для индивидуальной работы или их можно изготовить без больших затрат времени

Учитель располагает временем для организации индивидуальной работы

 

8. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и

проверка результатов работы с соблюдением требований:

-        задание должно быть понятным каждому ученику (ясность заданий);

-        оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;

-        должна быть установка на индивидуализацию;

-        задание должно предопределять его проверку;

-        оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;

-        должно быть разумное многообразие заданий;

-        в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала);

-        каждое задание должно предполагать преодолимую трудность:

-        должны быть задания фронтальные;

-        в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;

-        они должны ориентировать ученика на аналитико - синтетическую мыслительную деятельность;

-        задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.

Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:

-        проверить на основе ответов учащихся или выполнения ими задания сознательность и самостоятельность, проявленную при подготовке домашнего задания;

-        вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.

Причины невыполнения домашних заданий:

 

- причины объективного характера (неумение работать с книгой, непосильность задания, неумение школьника распределить время, он считает предмет трудным, затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке, с тем, что излагается в учебнике);

- причины субъективного характера (отсутствие интереса к предмету, к учению, непонимание цели и содержания задания, плохие взаимоотношения с учителем, неорганизованность ученика, слабая воля, в основном занимается другими, не учебными делами).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

1.        Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2.        Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.

3.        Система методов (приемов) - это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4.   Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

 

5.  Классификация методов - это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также на подгруппы.

 

6.  Классификационные признаки группировки методов.

-        источник знаний;

-        характер познавательной деятельности ученика;

-        руководящая роль учителя;

-        степень активности ученика;

-        возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника;

условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

7.  Метод как способ учебной работы:

-        догматический - приобретение знаний в готовом виде;

-        эвристический                усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

-        исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.

Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения.

8. Характеристика отдельных групп методов:

1)               объяснительно-иллюстративные                    (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;

2)            репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3)  методы проблемного обучения:

-     проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

-        частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

-        исследовательские методы                             способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4)  методы организации учебно-познавательной деятельности:

-        словесные, наглядные, практические;

-        аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. индуктивные, дедуктивные;

-        репродуктивные, проблемно-поисковые;

-        методы самостоятельной работы и работы под руководством;

5)  методы стимулирования и мотивации:

-        методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);

-        методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований, поощрения, порицания);

6)  методы контроля и самоконтроля:

-        устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

-        письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные             работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

-        методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7)    методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

-        классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

-        определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

-        различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

-        деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

8)     методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся - жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.

9. Многообразие методов:

1) словесные методы:

объяснение это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное);

-        рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

-        работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания;

-        изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются,
предлагаются обобщенные научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

-        повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме
или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

-        описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

-        рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

-        проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

-        беседа форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе – все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы;

2)         наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

3)         опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения;

4) практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ);

5) упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.

10. Уровни принятия решений о выборе методов обучения:

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательно-развивающих задач урока и особенностей учащихся;

2-й - решения методом проб и ошибок: попытки учителя менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но он делает это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора;

3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, он сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

11. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

-        способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации:

-        формируют у учащихся потребность в новом знании;

-        направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

-        ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

-        обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;

-        содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания;

-        создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

 

12. Методы обучения на уроке должны соответствовать:

-        задачам урока;

-        характеру и содержанию учебного материала;

-        уровню знаний, умений и навыков учащихся;

-        материальному обеспечению урока;

-        личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;

-        индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

-        бюджету времени.

 

УЧЕБНЫЕ ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их  представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2.       Лекция-визуализация,   когда  основное  содержание  лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3.       Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном  материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4.       Лекция пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5.     Лекция-консультация   близка   по   типу   к   лекции   пресс-конференции.   Различие - приглашенный  (грамотный  специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6.        Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

7.        Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

Условиями эффективного проведения лекции являются:

-       четкое продумывание и сообщение слушателям  плана лекции;

-       логически   стройное  и   последовательное   изложение   всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

-       логичность связей при переходе к следующему разделу;

-       доступность, ясность излагаемого;

-       использование разнообразных средств наглядности и ТОО;

-       обучение    учащихся     фиксирующим    записям,    умению выделять главное,  подчеркивать основные  мысли, делать резюме и т.д.;

-       итоговая беседа по теме лекции.

Примерные вопросы к анализу лекции:

-     оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущих идей, основных понятий;

 

-   оценка оптимальности содержания материала лекции:

·        рациональность логики изложения;

·         полнота раскрытия темы;

·         выделение главных мыслей, ведущих понятий;

·                   воспитательная,   практическая   направленность и развивающее влияние материала;

-     приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности:

 

·         актуализация темы, ее практическая значимость;

·         четкость структуры и плана лекции;

·         эмоциональность и проблемный характер изложения материала;

·         создание ситуаций новизны, занимательность и т.д.;

·         использование ТСО;

·         осуществление межпредметных связей;

-        умения, формируемые у учащихся  в  процессе лекции,  и степень их сформированности;

-        характер   взаимодействия   учителя   и   учащихся,   способы осуществления обратной связи;

-        методика    закрепления,    характер    вопросов    и    заданий, вынесенных на закрепление;

-        манера поведения и характер общения учителя и учащихся;

-        качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый   уровень   усвоения знаний.

Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Семинары отличаются от уроков:

1) большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, высокой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;

2)        изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;

3)        изменением функций, выполняемых учителем и учащимися: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Примерные вопросы к анализу семинарского занятия:

1.  Место семинарского занятия среди других уроков темы, его  взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.

2.  Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.

3.    Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:

-        своевременность информирования учащихся о цели, теме и •плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся:

-        система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультаций, работа консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда "Готовимся к семинару", алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);

-        разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материала в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

4.    Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся:

-        четкость определения темы и цели семинара:

-        психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;

-        формы стимулирования их активности и познавательного интереса;

-        соотношение деятельности учителя и учащихся: краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.

 

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1   - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2   - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих  структур  (элементов)  урока,   их  целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

3   -.системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

4   - полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровень усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативность урока.

5    - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6   - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и его структурных элементов.

7   - психологическим анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

8   - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного  материала урока,  педагогическое  руководство  самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).

9   - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

 

-       реализация учителем триединой задачи урока;

-       использование развивающих методов на уроке;

-       изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;

-       пути развития познавательного интереса учащихся;

-       формирование общеучебных умений и навыков у школьников;

-       проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

-       организация проблемного обучения на уроке и т.п.

10    - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

 

Примерная схема  комплексного анализа проблемно-развивающего урока (схему можно использовать и для самоанализа):

-    готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

-    внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

-    организационные действия учителя (при необходимости);

-    планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

-    актуализация знаний и способов деятельности учащихся;

 

-    какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

-    применение проблемных методов в учении школьников;

-    соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

-    объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

-    учет учителем уровня актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития;

-    подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;

 

-      постановка учителем  проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ способов их разрешения;

-      владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

 

-    соблюдение правил постановки учебной проблемы;

-    использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;

-    соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения;

 

-     формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

-     наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения;

 

-          умение учащихся осуществлять логические операции;

-    развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

-    затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

соблюдение требований проблемно-развивающего обучения к домашней работе учащихся.  Какие задания были  предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

-    учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности  учащихся   и   предложение  дифференцированных заданий;

-    что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций,   познавательных  интересов,  речи,   памяти,   самостоятельности мышления;

-    общая результативность урока.

 

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)

 

Общие сведения:

-        школа, класс, дата проведения урока;

-        тема урока, задачи урока.

 

Оборудование урока:

-        какие средства обучения использовал учитель;

-        подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

-        как подготовлена классная доска к уроку.

 

Содержание урока:

-        соответствует ли содержание урока его программе, задачам;

-        проведена ли его дидактическая обработка;

-        формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

-        с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания,
умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

 

-        как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

-        какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

-           как осуществлялись межпредметные связи;

-        соблюдались ли внутрипредметные связи

-    способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению

 

Тип и структура урока:

-       какой тип урока избран, его целесообразность;

-       место урока в системе уроков по данному разделу;

-       -как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

-       каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

-       соответствие структуры урока данному типу;

-       как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

 

Реализация принципов обучения:

-        принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

-        в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

-                 как реализовывался принцип доступности обучения;

-    с какой целью использовался каждый вид наглядности;

-        как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

-        как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

-    в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

-        какой   характер   познавательной   деятельности   преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

-        как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

-        как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

 

Методы обучения:

-        в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

-        какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

-        какие методы способствовали активизации учения школьников;

-        как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;

-        какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

 

Организация учебной работы на уроке:

как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

-        как сочетались разные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, классная;

-        осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

- как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

-    правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

-        как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

-        какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

-        как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

 

Система работы учителя:

-        умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

-        показ учащимся рациональных способов учебной работы;

-        определение объема учебного материала на урок;

-        поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;

-        роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

 

Система работы учащихся:

-        организованность и активность на разных этапах урока;

-        адекватность эмоционального отклика;

-        методы и приемы работы, уровень их сформированности;

-        отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

-        уровень усвоения основных знаний и умений;

-   наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

 

Общие результаты урока:

-                 выполнение плана урока;

-        мера реализации  общеобразовательной,  воспитывающей  и развивающей задач урока;

-        уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й  -  усвоение   на  уровне   восприятия,   понимания,

запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

-        общая оценка результатов и эффективности урока;

-       рекомендации по улучшению качества урока.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1.   Разработка системы уроков по теме или разделу.

2.      Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3.         Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4.         Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5.         Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6.         Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7.         Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

8.         Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9.  Проверка оборудования и технических средств обучения.

10.        Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11.        Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности  на развитие их самостоятельности.

12.        Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

13.        Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.

14.        Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

15.        Продумывание форм подведения итогов урока.

16.        Планирование внеклассной работы поданной теме.

17.        Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

 

Сайт управляется системой uCoz